Типы поездов
Типы вагонов
Возврат, восстановление и переоформление билетов
Международное сообщение
Финляндия и Западная Европа (Германия, Франция и т.д.) Восточная и Центральная Европа Китай, КНДР и Монголия Стоимость проезда в международном сообщении Расписание поездов международного сообщения Скидки в международном сообщении Полезная информация
Нормативные документыТипы поездов
Поезда различаются по нескольким независимым признакам:
* дальности следования (пригородные, местные, дальние)
* скорости движения (пассажирские, скорые, ускоренные, скоростные)
* владельцу поезда/вагонов (ОАО РЖД - ФПК, ж/д других стран, частные перевозчики)
* «комфортности» и стоимости проезда (фирменные, нефирменные, поезда со скидками).
Рассмотрим основные типы поездов.
Скоростные, скорые, пассажирские
Скоростные поезда
В настоящее время к скоростным поездам на РЖД относятся только поезда «Сапсан», «Буревестник» и «Невский Экспресс» (курсируют на линии Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород).
Все эти поезда включают только вагоны с местами для сидения «автобусного» типа (общий салон), только в составе «Невского Экспресса» имеются два вагона с 6-местными купе с местами для сидения.
Ускоренные поезда
Вопреки многим суждениям ускоренные поезда №№102 и 104 Москва-Адлер, поезда №30 Москва-Новороссийск, № 3/4 Москва-Кисловодск, № 19/20 Москва-Ростов формально являются просто скорыми поездами. Официального понятия «ускоренный поезд» не существует. Однако в виду значительного уменьшения времени в пути (до 25 часов вместо 33-36 для Москва-Адлер) имеет смысл сказать о них отдельно.
Все эти поезда являются фирменными с коэффициентом 1,5 - а значит стоимость проезда в них в 1,5 раза выше, чем в обычном скором нефирменном поезде по тому же маршруту. В остальном эти поезда ничем не отличаются от обычных скорых поездов - такие же вагоны СВ, купе и плацкартные. Большинство вагонов (а возможно и все) оборудованы кондиционерами, что достаточно обычно в фирменных поездах.
Скорые и пассажирские поезда
Между этими типами поездов разницы практически нет - пассажирские идут чуть медленнее, стоят чуть меньше и делают больше остановок.
Из Москвы в основном отправляются скорые поезда, пассажирских намного меньше. Единственное исключение - с Ярославского вокзала уходит множество (сравнимое с количеством скорых) пассажирских поездов на север (Воркута, Котлас) и на восток (Чита, Благовещенск).
Фирменные и нефирменные поезда
Фирменный или нефирменный?
Многие пассажиры задаются этим вопросом. Во времена СССР основным отличием фирменных было наличие кондиционера, при этом разница в стоимости обычно составляла 20% (коэффициент 1,2).
Сейчас главное отличие фирменных поездов - вагоны формально должны быть достаточно новыми (или ремонт должен быть проведён недавно), и обычно это правило более-менее выполняется.Других отличий нет - наличие кондиционера сейчас указывается сразу в справке (см. типы вагонов), а некоторые фирменные поезда лишены вагонов с кондиционерами, в то время как многие нефирменные круглогодичные поезда имеют вагоны с кондиционерами.
При этом за это РЖД захочет получить в 1,5 раза больше денег (за проезд и за бельё), а если сравнивать со «скидочными» поездами - то в 2,15 раз! За эти деньги можно уже взять следующий класс вагона, поэтому всегда стоит задуматься о целесообразности доплаты за «фирменность.
Поезда со скидками
Летом 2010 и 2011 года ОАО ФПК (перевозчкик в дальних поездах ОАО РЖД) предлагало скидки на проезд в поездах южного направления в вагонах купе и СВ:
* 30% в поездах 400-й и 500-й нумерации
* 30% в остальных поездах «против потока» (1-15 июня с юга, 15-31 августа на юг).
За счёт этих скидок можно было выбрать более дешёвый вариант и, например, взять вместо плацкарта - купе. Или вместо купе - СВ (точнее купе целиком на двоих, т.к. в этих поездах обычно нет вагонов СВ).